stvolar (stvolar) wrote,
stvolar
stvolar

Categories:

Флот трех адмиралов - часть 2

Продолжение текста, начатого здесь:

https://stvolar.livejournal.com/48369.html

Вот вам картинка для затравочки-с - а прочее в сокрытом.




Концепцию заложенной первой «Светланы» сочли удачной – и распространили на все последующие довоенные типы российских бронепалубных крейсеров I ранга. К трем «богиням» в 1897 году добавился идентичный им «Громобой», а годом позже – сооружавшиеся соответственно во Франции, Америке и Германии «Баян», «Варяг» и «Аскольд».
Постройка этих крейсеров пришлась уже на период руководства Морским министерством его очередным главой – П.П.Тыртовым. И вот к его деятельности на этом посту у многих впоследствии возникали резонные вопросы, особенно в части однотипности закладываемых кораблей.
К примеру, тот же «Баян», сохраняя водоизмещение и скорость, заданные еще «Светланой», получил, однако, башни французского производства. А конструктивный тип его более в русском флоте не повторялся.
Равным образом являли собой совершенно особые отдельные типы «Варяг» и «Аскольд». Для них сохранили башни ОСЗ, но в остальном эти корабли, бывшие на 250 тонн легче по проекту, чем их предшественники, но при этом на 3 узла быстрее (требования программы проектирования 1898 года), не имели между собой ничего общего в плане конструкции.
Единообразными снова стали только четыре чуть более поздних «защищенных» бронепалубных крейсера типа «Богатырь» – создававшийся в Германии с конца 1898 года родоначальник серии и «Олег», «Очаков» и «Кагул» отечественной постройки, заложенные в 1901 году (причем «Олег» – после гибели от пожара на стапеле Галерного острова однотипного «Витязя»). Все они несли башни Металлического завода довольно удачного нового образца.
Но вот крейсера II ранга являли собой также «сборную солянку». Номинально первоначальному техзданию (3000 тонн, 25 узлов и шесть 120-мм орудий) соответствовал только строившийся на немецкой верфи Шихау «Новик». Для датского по происхождению «Боярина» разрешили ограничиться 22 узлами по проекту, а для русского «Алмаза», создававшегося как крейсер-яхта для генерал-адмирала, и вовсе 21. Разве что вооружение их было одинаковым – по шесть 120-мм пушек Канэ. Еще два крейсера («Жемчуг» и «Изумруд») повторяли по типу «Новик», но с котлами Ярроу, 24-узловой скоростью и 8-ю 120-мм пушками.
Не менее сложно было поначалу при Тыртове и с броненосцами. Заложенный в декабре 1898 года в САСШ единичный «Ретвизан», имевший 12 казематных шестидюймовок, нес также две башни Металлического завода для своих четырех 305-мм орудий. Развивавшей тип «Пересвета», но воспринявшей при этом идею корпуса без полубака от «полтав» столь же одинокой «Победе» достались установки для аналогичных пушек уже конструкции ОСЗ – хотя и сравнительно удачные в целом, но приведенные в полностью боеспособное состояние только к сентябрю 1903 года. Чтобы вписать в прежний теоретический чертеж их увеличенные погреба, данный броненосец лишился одной пары котлов с соответствующим падением мощности и скорости. А близкий конструктивно к этим двух кораблям черноморский «Князь Потемкин-Таврический» имел пару башен, выпущенных Николаевским заводом, который подобными изделиями до того вообще не занимался.
Разносортицу типов кораблей и башенных установок усугубил заказ во Франции параллельно с «Баяном» эскадренного броненосца «Цесаревич» с его башнями главного и среднего калибра собственной французской конструкции (последние хотя бы были одинаковы с «баяновскими»).
Вернуться к чуть большей однотипности удалось только в проекте броненосцев типа «Бородино», созданном на базе «Цесаревича». Два из них (сам «Бородино» и «Орел», строившиеся в Новом Адмиралтействе и на Галерном острове) получили башни Путиловского завода. А «Император Александр III», «Князь Суворов» и «Слава», закладывавшиеся в течение 1899-1902 годов на Балтийском заводе, имели башни Металлического завода, причем установки ГК были практически полностью идентичны таковым у «Ретвизана», а башни СК – крейсерам типа «Богатырь».*

*Справочно:
«Игра в ресурсы» была продолжена и в этой части текста.
Так, башни ГК трех кораблей типа «Полтава» в данной истории соответствуют реальным. А вместо башен «Сисоя» Металлический завод делает для «Ростислава» еще одну пару установок того образца, что применялся на «Трех Святителях», так как здесь это однотипные корабли.
14 из 16 башен с пушками среднего калибра, стоявших в действительности на трех «полтавах» и «Ростиславе», откочевывают в пользу семи «защищенных» бронепалубных крейсеров по 2 на каждый. А трудозатраты и материалы от производства на ОСЗ еще 2 таких башен, пары башен ГК «Ростислава» (для 254-мм пушек) и 4 «усиленных» 10-дюймовок с реальной «Победы» превращаются в 2 башни для «Победы» альтернативной (каждая под 2 орудия 305х40) и соответствующую им артиллерию. 4 пушки 152х45 из 2 последних башен СК переходят «Баяну» для его башенных установок.
При этом взамен «действительного» среднего калибра броненосцы типа «Полтава», «Ростислав» и «Три Святителя» получают 56 шестидюймовых казематных орудий на станках с бортовым штыром, стоявших в реальности на «Полтаве» (4), «Петропавловске» (4), «Севастополе» (4), «Рюрике» (16), «России» (14), «Трех Святителях» (8) и «Сисое Великом» (6) – соответственно 3х12 и 2х10.
Пушки того же калибра, но уже на станках с центральным штыром с реальных «России» (2), «Громобоя» (16), «Светланы» (6), «Дианы» (8), «Паллады» (8), «Авроры» (8), «Пересвета» (11), «Осляби» (11), «Победы» (11), «Баяна» (8), «Ретвизана» (12), «Аскольда» (12) и «Варяга» (12) достаются:
- четырем крейсерам типа «Диана», «Светлане», «Баяну», «Аскольду» и «Варягу» – всем по 8, итого 64;
- «Пересвету», «Ослябе», «Победе», «Ретвизану» – всем по 12, итого 48;
- четырем броненосцам береговой обороны – остаток в 13 единиц и авторским произволом еще 3 таких орудия, не доставшихся при перевооружении «Владимиру Мономаху» и «Дмитрию Донскому» (вместо них эти крейсера получат на двоих 6-120х45 на станках с центральным штыром, стоявших в нашем мире на «Рюрике»).
«Рюрик» обретает все ранее «отложенные» 10 орудий 203х35 с реальных «Адмирала Нахимова» и «Памяти Азова» – плюс 4 его собственных. «Россия», в свою очередь – ее 4 родные 203-мм пушки и шесть аналогичных стволов с «Громобоя» и «Баяна». 120-миллиметровки на станках с бортовым штыром (16 штук) для этой пары крейсеров берутся от реальных броненосцев береговой обороны типа «Адмирал Сенявин» (3х4) и с «Трех Святителей» (4), 75-мм орудия на станках Канэ (тоже 16 единиц) – от самой «России» (12) и «Алмаза» (4). А «Алмаз» получает 6-120х45 на станках с центральным штыром, которые в действительности в 1904 году изготовил ОСЗ для частичного перевооружения кораблей типа «Адмирал Сенявин»
На здешние броненосцы береговой обороны идет ранее «выкроенная» за счет отказа от одной 30-калиберной 12-дюймовки дополнительная «легкая» пушка 254х45 и 15 подобных же орудий, стоявших на реальных «Адмирале Ушакове», «Адмирале Сенявине», «Генерал-адмирале Апраксине» и «Ростиславе». Башни для них – 4 реальные гидравлические Путиловского завода для первой пары и еще 4 электрические двухорудийные того же предприятия, созданные здесь вместо одноорудийной и двухорудийной для «Апраксина» и двух двухорудийных для «Победы». Башенные установки «Пересвета» и «Осляби» – Металлического завода, соответствуют реальным.
Башни для «Ретвизана», пяти кораблей типа «Бородино» и крейсеров типа «Богатырь» тоже вполне соответствуют реальным – как и эти корабли в целом (разве что у «бородинцев» башни чуть иначе распределены между кораблями в зависимости от производителя, а у крейсеров немного по-другому устроена защита). Так же и с «Цесаревичем», а реальные одноорудийные 203-мм башни «Баяна» по трудо- и материалоемкости фактически равны двухорудийным под 152-мм пушки, предложенным для данного крейсера в этом мире.
Для послевоенных времен принимается, что вместо 8 двухорудийных 203-мм башен для «Андрея Первозванного» и «Императора Павла I» будут созданы 4 двухорудийных башни для орудий 305х40 и столько же для новых 229х50. 12 башен с реальных «Рюрика» (II), «Баяна» (II), «Паллады» (II) и «Адмирала Макарова» заменяются тоже на 12 – но все двухорудийные под пушки 229х50. Некоторый перелимит ресурсов на эти установки – следствие более удачного хода русско-японской войны здесь. «Князь Потемкин-Таврический», «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» по типу и изготовителю своих башен соответствуют действительности.


Несомненно, все эти шараханья в поисках лучшего типа не могли не сказаться во время русско-японской войны 1904-1905 годов. До ее начала удалось сосредоточить на Дальнем Востоке только шесть эскадренных броненосцев (три типа «Полтава», «Ретвизан», «Победа» и «Цесаревич»), четыре броненосных крейсера («Рюрик», «Россия», «Пересвет» и «Ослябя» – все во Владивостоке), семь «защищенных» бронепалубников I ранга («Диана», «Паллада», «Громобой», «Варяг», «Баян», «Аскольд» и «Богатырь») и два бронепалубных крейсера II ранга («Новик» и «Боярин»). Ряд более старых кораблей пришлось в 1901-1902 годах отправить на Балтику для ремонта и перевооружения.
В результате «Варяг», имевший проблемы с машинами, был сослан перед войной стационером в Чемульпо – да там и сгинул в противостоянии с эскадрой Уриу. «Боярин» и вовсе погубило собственное минное поле в первые же дни войны.
«Петропавловск» погиб от японской мины 31 марта 1904 года, а несший на нем флаг С.О.Макаров спасся буквально чудом – чтобы потом вытащить оставшиеся корабли эскадры во Владивосток, когда обстрелы осадной артиллерии стали совсем уж нетерпимыми для стоянки во внутренних бассейнах крепости. Причем еще до того за свой позор он сумел взять с противника двойную цену – на минах «Амура», выставленных в порядке ответной любезности, японцы потеряли «Хатсусе» и «Ясиму».
Подравнять счет врагу удалось во время того самого знаменитого сентябрьского прорыва Макарова – последовательные атаки сил Того и Камимуры лишили русскую эскадру «Ретвизана» и «Севастополя», а уже под самым Владивостоком на очередной японской минной связке был обидно потерян «Баян». Того в процессе сентябрьских боев недосчитался только «Асамы», неосторожно подлезшей под пушки русских броненосцев на дистанции уверенного пробития ими ее брони – чем те и не преминули воспользоваться. Да еще «Цусиме» не повезло стакнуться накоротке с отрядом «защищенных» крейсеров Макарова, которые сумели реализовать свое огневое превосходство в конкретный момент времени.
Шедший на подмогу З.П.Рожественский со своей Второй Тихоокеанской эскадрой – четыре броненосца типа «Бородино» (все, кроме оставшейся на Балтике недостроенной «Славы»), «Наварин», «Гангут», «Император Николай I», «Память Азова», «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской», «Светлана», «Аврора», «Олег» и три крейсера-«камушка» – увы, тоже не смог избежать встречи с активным и умным противником.
Артиллерийская дуэль в Цусимском проливе и последующие ночные минные атаки обошлись русской эскадре в четыре потопленных броненосца – флагманский «Император Александр III», причем вместе с адмиралом, «Бородино», «Наварин» и «Гангут». Единственной потерей японцев из числа главных сил стала «француженка» «Адзума» – Рожественский усвоил уроки Макарова и второй отряд из старых броненосцев вовсю палил по крейсерам Камимуры, пока «бородинцы» безуспешно пытались расковырять «Микасу». Да и крейсерский отряд даже в условиях превосходства противника «по головам» отнюдь не стал в этом бою статистом, без потерь со своей стороны уничтожив небольшой японский бронепалубник «Идзуми» и сохранив почти все подопечные транспорты. Но, все-таки, если бы не отвадивший наконец настырного японского адмирала выход навстречу остаткам Второй эскадры, которые после гибели Рожественского возглавил Н.И.Небогатов, сил Макарова, тоже весьма потрепанных из-за огромных трудностей с ремонтом в условиях слабой базы Владивостока, кто знает, как бы обернулась для России эта война…
А в сложившемся раскладе русским удалось скопить на дальневосточном театре к середине апреля 1905 года 5 современных броненосцев и 2 устаревших, еще 2 броненосных крейсера, вполне пригодных для линейного сражения, 2 других корабля данного класса, бывших все же в первую очередь рейдерами, однако, как показало 13-е сентября, тоже кое-что стоящих в открытом бою, пару старых броненосных крейсеров (но с современной артиллерией), 8 больших «защищенных» бронепалубников и 4 крейсера II ранга. И этого числа плавучих «коробок» против остающихся у противника 10 кораблей линии (кроме названных выше устаревший «Чин-Иен» не пережил навигационную аварию под Порт-Артуром) и 13 бронепалубных крейсеров, считая и «Чиоду» (помимо «Цусимы» и «Идзуми», уже не было «Иосино» и «Такасаго» – столкновение с «Касугой» и мина соответственно), в конце концов оказалось достаточно для того, чтобы отправить обе стороны конфликта за стол переговоров для поисков взаимоприемлемого компромисса.

Изображения и краткие ТТХ описанных в тексте кораблей:



«Диана», «Паллада», «Аврора», «Громобой»: проектное нормальное водоизмещение – 7000 тонн (фактическое с учетом строительной перегрузки (среднее для кораблей серии) – 7125 тонн), трехвальная ЭУ, 24 водотрубных котла Бельвиля с продольным расположением, фактическая мощность ЭУ – 13500 л.с., фактическая скорость – 20,0 узлов, броня хромоникелевая и Круппа, карапасная броневая палуба со скосами – 76,2 мм (скосы и карапасы с учетом 12,7-мм палубного настила)/38,1 мм (плоская часть с учетом 12,7-мм палубного настила)/114 мм (гласис МО с учетом 12,7-мм палубного настила), кожухи дымоходов (два межпалубных пространства) – 38,1 мм, боевая рубка – 152 мм (стены)/38,1 мм (крыша и пол)/76,2 мм (коммуникационная труба), башни 152-мм орудий – 114 мм (стены)/38,1 мм (крыша), барбеты башен 152-мм орудий – 114 мм, элеваторы боезапаса – 38,1 мм, 12-152х45, 12-75х50, 8-47, 4-37, 4 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 3-381-мм т.а. (1 надводный и 2 подводных).



«Баян»: проектное нормальное водоизмещение – 7000 тонн (фактическое – 7000 тонн), двухвальная ЭУ, 22 водотрубных котла Бельвиля с поперечным расположением, фактическая мощность ЭУ – 13500 л.с., фактическая скорость – 20,0 узлов, броня хромоникелевая и Круппа, карапасная броневая палуба со скосами – 75 мм (скосы и карапасы с учетом 15-мм палубного настила)/37,5 мм (плоская часть с учетом 10-мм палубного настила)/112,5 мм (гласис МО с учетом 15-мм палубного настила), кожухи дымоходов (два межпалубных пространства) – 37,5 мм, боевая рубка – 150 мм (стены)/37,5 мм (крыша и пол)/75 мм (коммуникационная труба), башни 152-мм орудий – 112,5 мм (стены)/37,5 мм (крыша), барбеты башен 152-мм орудий – 112,5 мм, элеваторы боезапаса – 37,5 мм, 12-152х45, 12-75х50, 8-47, 2-37, 4 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 2-381-мм т.а. (подводные).



«Варяг»: проектное нормальное водоизмещение – 6750 тонн (фактическое – 6750 тонн), двухвальная ЭУ, 30 водотрубных котлов Никлосса с поперечным расположением, фактическая мощность ЭУ – 16500 л.с., фактическая скорость – 23,25 узла, броня хромоникелевая и Круппа, карапасная броневая палуба со скосами – 76,2 мм (карапасы и скосы – два слоя по 38,1 мм)/38,1 мм (плоская часть – два слоя по 19,05 мм)/114 мм (гласис МО – 95,25-мм броня на 19,05-мм настиле), кожухи дымоходов (два межпалубных пространства) – 38,1 мм, боевая рубка – 152 мм (стены)/38,1 мм (крыша и пол)/76,2 мм (коммуникационная труба), башни 152-мм орудий – 114 мм (стены)/38,1 мм (крыша), барбеты башен 152-мм орудий – 114 мм, элеваторы боезапаса – 38,1 мм, носовой и кормовой торпедные аппараты – 38,1 мм, 12-152х45, 12-75х50, 8-47, 2-37, 4 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 6-381-мм т.а. (надводные).



«Аскольд»: проектное нормальное водоизмещение – 6750 тонн (фактическое – 6750 тонн), трехвальная ЭУ, 10 водотрубных котлов Торникрофта-Шульца с поперечным расположением, фактическая мощность ЭУ – 22500 л.с., фактическая скорость – 23,5 узла, броня хромоникелевая и Круппа, карапасная броневая палуба со скосами – 75 мм (скосы и карапасы с учетом 15-мм палубного настила)/37,5 мм (плоская часть с учетом 10-мм палубного настила)/112,5 мм (гласис МО с учетом 15-мм палубного настила), кожухи дымоходов (два межпалубных пространства) – 37,5 мм, боевая рубка – 150 мм (стены)/37,5 мм (крыша и пол)/75 мм (коммуникационная труба), башни 152-мм орудий – 112,5 мм (стены)/37,5 мм (крыша), барбеты башен 152-мм орудий – 112,5 мм, элеваторы боезапаса – 37,5 мм, носовой и кормовой торпедные аппараты – 37,5 мм, 12-152х45, 12-75х50, 8-47, 2-37, 4 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 6-381-мм т.а. (4 надводных и 2 подводных).

«Богатырь»: проектное нормальное водоизмещение – 6750 тонн (фактическое – 6750 тонн), двухвальная ЭУ, 16 водотрубных котлов Нормана с продольным расположением, фактическая мощность ЭУ – 20500 л.с., фактическая скорость – 23,5 узла, броня хромоникелевая и Круппа, карапасная броневая палуба со скосами – 75 мм (скосы и карапасы с учетом 15-мм палубного настила)/37,5 мм (плоская часть с учетом 10-мм палубного настила)/112,5 мм (гласис МО с учетом 15-мм палубного настила), кожухи дымоходов (два межпалубных пространства) – 37,5 мм, боевая рубка – 150 мм (стены)/37,5 мм (крыша и пол)/75 мм (коммуникационная труба), башни 152-мм орудий – 112,5 мм (стены)/37,5 мм (крыша и пол), барбеты башен 152-мм орудий – 112,5 мм, элеваторы боезапаса – 37,5 мм, носовой и кормовой торпедные аппараты – 37,5 мм, 12-152х45, 12-75х50, 8-47, 2-37, 4 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 4-381-мм т.а. (2 надводных и 2 подводных).

«Олег», «Очаков», «Кагул»: проектное нормальное водоизмещение (среднее для кораблей серии) – 6750 тонн (фактическое с учетом строительной перегрузки – 7125 тонн), двухвальная ЭУ, 16 водотрубных котлов Нормана с продольным расположением, фактическая мощность ЭУ – 19000 л.с., фактическая скорость – 22,75 узла, броня хромоникелевая и Круппа, карапасная броневая палуба со скосами – 76,2 мм (скосы и карапасы с учетом 12,7-мм палубного настила)/38,1 мм (плоская часть с учетом 12,7-мм палубного настила)/114 мм (гласис МО с учетом 12,7-мм палубного настила), кожухи дымоходов (два межпалубных пространства) – 38,1 мм, боевая рубка – 152 мм (стены)/38,1 мм (крыша и пол)/76,2 мм (коммуникационная труба), башни 152-мм орудий – 114 мм (стены)/38,1 мм (крыша и пол), барбеты башен 152-мм орудий – 114 мм, элеваторы боезапаса – 38,1 мм, 12-152х45, 12-75х50, 8-47, 2-37, 4 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 2-381-мм т.а. (подводные).
Альтернативные крейсера «Богатырь», «Олег», Очаков» и «Кагул» визуально соответствуют реальным, но не имеют бронированных казематов для четырех 152-мм пушек.

«Ретвизан»: ТТХ в целом соответствуют реальным, кроме проектного водоизмещения в 12750 тонн и наличия в оконечностях броневого пояса толщиной 76,2 мм вместо 50,8 мм.

«Победа»: проектное нормальное водоизмещение – 12750 тонн (фактическое с учетом строительной перегрузки – 13500 тонн), двухвальная ЭУ, 30 водотрубных котлов Бельвиля с продольным расположением, фактическая мощность ЭУ – 14500 л.с., фактическая скорость – 18,0 узлов, броня хромоникелевая и Круппа, полный пояс по ВЛ – от 229 мм в центральной части до 127 мм в оконечностях, верхний пояс (45 %) и его траверзы – 127 мм, казематы СК – 127 мм (бок)/50,8 мм (тыл)/38,1 мм (крыша)/76,2 мм (траверзы в диаметральной плоскости между носовыми и кормовыми казематами), кожухи дымоходов (одно межпалубное пространство) – 25,4 мм, карапасная броневая палуба со скосами – 76,2 мм (карапасы и гласис МО с учетом 19,05-мм палубного настила)/50,8 мм (плоская часть с учетом 19,05-мм палубного настила)/63,5 мм (скосы с учетом 19,05-мм палубного настила), палуба по верхней кромке верхнего пояса – 25,4 мм (палубный настил), барбеты башен ГК – 229 мм (нижнее кольцо кормового барбета – 102 мм в пределах верхнего пояса и его траверзов и 229 мм вне его), башни ГК – 229 мм (стены)/50,8 мм (крыша)/76,2 мм (пол), боевая рубка – 229 мм (стены)/50,8 мм (крыша и пол)/127 мм (коммуникационная труба), 4-305х40, 12-152х45, 20-75х50, 20-47, 4-37, 4 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 5-381-мм т.а. (2 подводных и 3 надводных).

«Князь-Потемкин-Таврический», «Цесаревич», «Бородино», «Император Александр III», «Князь Суворов», «Орел», «Слава»: ТТХ в целом соответствуют реальным.

«Новик», «Боярин», «Жемчуг», «Изумруд»: ТТХ в целом соответствуют реальным.



«Алмаз»: проектное нормальное водоизмещение – 3250 тонн (фактическое с учетом строительной перегрузки – 3375 тонн), двухвальная ЭУ, 18 водотрубных котлов Бельвиля с продольным расположением, фактическая мощность ЭУ – 10000 л.с., фактическая скорость – 21,0 узел, броня хромоникелевая и Круппа, карапасная броневая палуба со скосами – 50,8 мм (карапасы и скосы с учетом 12,7-мм палубного настила)/38,1 мм (плоская часть с учетом 12,7-мм палубного настила)/63,5 мм (гласис МО с учетом 12,7-мм палубного настила), боевая рубка – 76,2 мм (стены)/25,4 мм (крыша и пол)/38,1 мм (коммуникационная труба), элеваторы боезапаса – 25,4 мм, 6-120х45, 8-47, 2-37, 4 пулемета, 2-381-мм т.а. (надводные).

С уважением. Стволяр.
Tags: Российская империя, Российский императорский флот, альтернативная история, альтернативное Цусимское сражение, альтернативное кораблестроение, альтернативы русско-японской войны, бронепалубный крейсер, эскадренный броненосец
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments