stvolar (stvolar) wrote,
stvolar
stvolar

Categories:

Станки с бортовым штыром для 120-мм пушек Канэ в русском флоте

В очередной раз рассматривая чертежи броненосцев Российского императорского флота, обратил внимание на следующий факт. Судя по имеющимся изображениям, на броненосцах береговой обороны "Адмирал Ушаков", "Адмирал Сенявин" и "Генерал-адмирал Апраксин" 120-мм орудия Канэ размешались на станках не с центральным, а с бортовым штыром. Об этом свидетельствуют два момента:
1) сравнительно небольшие размеры их пушечных портов, что в целом было характерно для установок на станках именно с бортовым штыром;
2) ясно различимые на виде палубы сверху (увы, единственное поперечное сечение в месте размещения 120-мм пушки в этом плане схематично и неинформативно) кольцевые погоны, примыкающие к установкам, что также было отличительной конструктивной чертой станков с бортовым штыром (с помощью этого погона, как и в станках более ранних артсистем, обеспечивалось наведение установки в горизонтальной плоскости).
Желающие могут сами убедиться в этом, взглянув на прилагаемые чертежи "Ушакова", "Сенявина" и "Апраксина", а также на копию листа 18 из "Атласа чертежей к учебнику для учеников школы комендоров учебно-артиллерийской команды" (1904 год), где изображен станок с бортовым штыром для 120-мм и 152-мм орудий Канэ.







Кроме того, есть у меня подозрения, что аналогичные станки применялись и для четырех 120-мм орудий, стоявших на эскадренном броненосце "Три Святителя". Увы, с его известными нормальными чертежами все вообще туго, но небольшие размеры портов для "стодвадцаток" в надстройке этого корабля наводят на мысли именно о станках с бортовым штыром.




И в свете вышесказанного еще два соображения:
- по всей видимости, в процессе формирования 3-й Тихоокеанской эскадры на броненосцах береговой обороны частично меняли именно стволы орудий, но не установки в сборе, а названная И.И.Черниковым и В.Ю.Грибовским в своей книге "Броненосец "Адмирал Ушаков" цифра в 9894,01 рубля за шесть вновь изготовленных орудий относится как раз к стоимости стволов - и, судя по порядку цифр, которыми выражалась стоимость иных артсистем того периода (например, 254-мм орудие для тех же броненосцев - около 55000 рублей за штуку), обозначает все же стоимость одного ствола, а не всех шести;
- когда всякий альтернативно настроенный люд вроде меня начинает перекраивать состав вооружения кораблей Российского флота по методу "отсюда взяли - туда воткнули", важно не забывать о том, что не со всеми артсистемами, включая в том числе и вышеописанные, такой фокус удастся провернуть (к примеру, насколько помню, в Порт-Артуре как раз по причине неподходящих для береговых условий станков - башенных или с бортовым штыром - "Полтаву" и "Севастополь", равно как и "Цесаревич", не обирали на среднекалиберную артиллерию в пользу крепости).

С уважением. Стволяр.
Tags: "Адмирал Сенявин", "Адмирал Ушаков", "Генерал-адмирал Апраксин", "Три Святителя", 120-мм орудие Канэ, Российский императорский флот, броненосец береговой обороны, корабельная артиллерия, пушки Канэ, станок с бортовым штыром, эскадренный броненосец
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment