При исследовании обстоятельств появления конструктивно не предусмотренной дыры в тушке корабля изначально больше всего грешили на микрометеорит. Но сегодня по РБК слышу, что у сверхмалых небесных тел, однако, алиби. А виной всему некий неназванный индивидуум, участвовавший в сборке «Союза» на земле. Он, понимаешь, начал сверлить корпус не там, где на инструкции показано. Опомнился же лишь тогда, когда дырку частично уже проколупал, а от нее еще и микротрещина пошла.
И что же сделал наш герой? Доложил по инстанции, что так, мол, и так, косяк вышел, готов понести и искупить? Ха, не тут-то было! Он просто залил отверстие неким неназванным герметиком. Не исключено, что и обычным силиконовым из строймага. На космическом, на минуточку, корабле с его в полном смысле этого слова заоблачными требованиями к прочности конструкции. Самое забавное, что, по словам корреспондентов, наземные испытания на герметичность эта эрзац-заплатка выдержала. А вот за пару месяцев в космосе герметик высох и дыра начала травить… Что было дальше – уже известно.
И вот при осмыслении данной ситуации в моем мозгу, крепко отравленном русско-японской войной, всплыли вдруг две аналогии, ну просто идеально подходящие к вышеизложенному.
Аналогия первая. Заграничное плавание канонерской лодки «Храбрый» в 1899-1900 годах и потребовавшийся в ходе него основательный ремонт, производившийся в Тулоне, выявили следующее (В.В.Хромов, «Канонерская лодка «Храбрый»):
«28 августа 1899 г. … канонерская лодка снялась с якоря и под командой капитана 2 ранга С.А.Воеводского отправилась в заграничное плавание. Через несколько часов появилась вода в шкиперском отделении; разобрав шкаф, установили, что она поступает со стороны левого борта у 12 - 13-го шп. в стыке броневой палубы и шельфа, где вследствие некачественной работы образовалась щель. … Щель забили деревянными клиньями с ветошью и салом. Прошло чуть больше часа, и вода показалась в трюме рулевого отделения и офицерском провизионном погребе, куда она проникала через отверстие в обшивке под броней – там вместо заклепки был вставлен болт. Отверстие загерметизировали паклей на сурике.
…
Лагань предложил два способа ремонта. Первый, так называемый примитивный, – заделать изнутри все щели замазкой и зацементировать шайбы броневых болтов. … При пробном снятии нескольких броневых болтов из отверстий полилась вода, а сами они оказались неправильной формы и значительно больших размеров: в рубашке – 2,5x10 см, а в подкладке на 2-3 см больше болтовых трубок, которые оказались короткими и не разжимали резиновые прокладки. Пространство за броней все было заполнено водой. Из каждого болтового отверстия было извлечено от 1,5 до 2,0 фунта пакли. Плоскости шайб и обшивки не совпадали. Между броней и подкладкой обнаружился зазор до 50 мм. Между плитами и шельфами попадались щели, обильно замазанные суриком. Немало подивившись особенностям национального российского судостроения, французы все зафиксировали и приобщили к делу целый альбом фотографий, копии которых были отправлены в Петербург.
…
При последующих осмотрах выявились новые примеры технологической «сообразительности» российских мастеровых. При снятии корпуса иллюминатора оказалось, что отверстие в борту больше потребного на 2 см, оно заполнено серповидной вставкой из свинца, замазано суриком и закрашено. Во множестве были обнаружены заклепки, забитые в одно отверстие по две и даже по три.».
Аналогия вторая, с докованием эскадренного броненосца «Пересвет» по Владивостоке в 1902 году. Вот что пишут по этому поводу В.Я.Крестьянинов и С.В.Молодцов в своей работе «Эскадренные броненосцы типа «Пересвет»:
«В августе 1902 года специальная комиссия осмотрела в доке во Владивостоке стальные болты, скрепляющие бронзовый ахтерштевень с килем. … Осмотр показал, что часть болтов просто забита в отверстия как нагели без резьбы, а некоторые на резьбе, но нарезка не в стальной обшивке киля, а в бронзовом ахтерштевне. Одно из отверстий оказалось просверленным наполовину и закрытым стальной пробкой на резьбе.».
Начальник строившего броненосец Балтийского завода К.К.Ратник, правда, потом уверял главного инспектора кораблестроения, что нарезка болтов просто съедена коррозией, а нарезанный болт забить в ненарезанное отверстие никак нельзя. Но осадочек, как говорится, уже остался…
Еще можно вспомнить книгу А.Кудрявского «Эскадренный броненосец «Император Александр III». Там описана ситуация, когда при доставке брони для башен броненосца с американского завода Карнеги на Балтийский завод оказалось, что плиты малость короче, чем нужно. И при установке на башню между ними остается изрядная щель. Если даже не сказать – дыра. Вопрос в тот раз решили просто – дополнительными вставками между плитами шириной 76 мм из обычной судостроительной стали. Хотя о ее защитных свойствах в сравнении с окружающей крупповской броней, пожалуй, лучше было умолчать…
В общем, я смотрю, времена идут, корабли бороздят уже не только моря, но и космические просторы, а люди в богоспасаемом отечестве (имея в виду всю территорию бывших Российской Империи и Советского Союза) так и не меняются…
С уважением. Стволяр.